пятница, 3 февраля 2012 г.

Стоит ли бороться с завистью?

Сейчас в моем блоге проходит конкурс рецептов хорошего настроения, и почти каждый день я узнаю новые, простые и действенные способы сохранять и поддерживать приподнятое расположение духа. Всё благодаря вам, участникам конкурса. Но сегодня мне хотелось бы поговорить о причинах, по которым наше настроение портится. Вернее только об одной причине плохого настроения - зависти к чужому успеху. 

Я думаю, что каждый блогер мечтает об успехе, о большом количестве подписчиков и читателей, хороших позициях в поисковой выдаче, о комментариях и пузомерках. Нам хочется иметь красивый, запоминающийся и аккуратный дизайн у наших блогов. Хочется уметь писать так, чтобы читатель возвращался снова и снова, а поисковики любили наши статьи и размещали их в топ. 

Когда я ловлю себя на мысли, что завидую чьему-то успеху, то я напоминаю себе, что успех - это прежде всего результат чьей-то работы. И спрашиваю себя, а я работала столько, чтобы иметь право на такой же успех? В том ли я направлении работала? И если я работала недостаточно хорошо, то зачем завидовать - работать надо.

Для меня зависть - это прежде всего индикатор того, чего мне на самом деле хочется. Я не завидую успеху спортсменов или балерин, не завидую первооткрывателям космоса или тем, кто бывал в Таиланде. Если я буду просто внушать и говорить себе, что зависть - это плохо, что завидовать нельзя, то я могу пропустить такие намеки на мои истинные желания и стремления. 

Конечно, можно попытаться отыскать изъяны в работе тех, кому мы завидуем. Можно отвлечь себя от грустных мыслей о том, что у кого-то что-то получается лучше, чем у нас. Но тем самым мы закрываем себе какую-то маленькую дверцу, сквозь которую мы можем пройти на "следующий уровень" нашего личного развития, нашего профессионализма. 

Поэтому я считаю, что с завистью не надо бороться, но надо поработать с этим чувством и понять, чему именно я завидую? Действительно ли мне это нужно? Могу ли я повторить чужой успех? Что мне для этого нужно сделать и чему научиться? Так что я думаю, что завидовать чужому успеху - ни плохо, ни хорошо. Все дело в том, что мы будем делать с этим чувством и как с ним работать. 

Если рассматривать жизнь, как путешествие, то получается, что те, кому мы завидуем, ушли дальше, чем мы; покорили какие-то вершины, где еще не ступала наша нога; научились ориентироваться на любой местности и находить дорогу, пока мы блуждали в трех соснах. Тогда тем более мы должны благодарны этим людям - нам не придется заново открывать Америку, мы можем воспользоваться дорогами, которые проложили они, пройдя часть своего пути по чужим следам. 

А у вас бывают приступы зависти к чужому успеху? Считаете ли вы нужным бороться с завистью? И если да, то как? Или же вы воспринимаете зависть также, как и все другие сигналы ваших души и тела: я голоден, мне холодно, я хочу спать - как руководство к действию? Как послание "я тоже так хочу"? Если воспринимать зависть именно так, как свое желание тоже чего-то добиться, что-то получить или сделать, то чужой успех будет лишь источником идей, знаний и решений, которые помогут и вам добиться такого же успеха. 

Я вообще заметила, что чем определеннее, чем точнее мы можем ответить на вопрос, чего мы хотим, тем реже нас посещает чувство зависти. Чужой успех сразу, миную "завистливую" стадию, становится основой нашего будущего успеха. Зависть должна скорее вызывать удивление - "Ого! А я и не знала, что мне тоже этого хочется", чем желание с ней бороться. 

P.S. Когда я только начала писать этот пост, я задала такой вопрос на "Ответах": "Как бороться с завистью к чужому успеху? И стоит ли вообще с ней бороться?" Вот что мне ответили: 

"Надо бы попробовать воспринять такую зависть, как повод к активным действиям, чтоб добиться такого успеха тоже. Иногда зависть помогает."

"Сегодня чужой, завтра свой успех -  какая разница. Любить успех нужно, верить ему, тогда чернь уйдёт, завистью зовущаяся, а а свет откроется)). "

30 коммент.:

Ирина комментирует...

Отличная тема для размышлений! Действительно, зависть не самое лучшее, что есть в человеке.Но, как Вы правы, говоря, что чужой успех...становится основой НАШЕГО будущего успеха! И если в гонке за лидером мы не просто завидуем ему, а делаем конкретно что-то - учимся,работаем над собой, исправляем свои ошибки, то это и есть путь к осуществлению мечты.

Инканта комментирует...

Но изначально надо побороться именно с "приступом", что бы потом мыслить "я тоже так хочу, надо что-то делать"

Marika Bukvonka комментирует...

Если вспомнить об избирательности восприятия, то получится, что зависть - подсказка самому себе о собственных проблемах, поэтому, конечно, игнорировать ее нет смысла. Чужому успеху я не завидую, но, бывает, завидую чужим изначальным возможностям - тем, кто родился в богатых семьях, например. Но потом понимаю, что это попытка оправдать собственную лень в какие-то моменты, отсутствие должного усердия.

Eлена комментирует...

«Когда зависть неизбежна, ее следует использовать в качестве стимула для собственных усилий, а не для того, чтобы мешать другим». Рассел Бертран
Вот слова,которые мной руководят, когда заерзает в груди эта зависть. Просто радуюсь чужому успеху и быстренько подтягиваюсь сама.

Арина комментирует...

У меня чувство зависти отсутствует почему-то я всегда довольна тем, что имею). Чаще всего, если я испытываю восторг от успеха кого-то, то мне хочется попробовать сделать так же и получается. Может не так, по-своему, но я довольна.

А вот мой бывший муж считал, что зависть - это двигатель к достижению цели.

Ольга Агапова комментирует...

Что такое ревность? Это сильное чувство, заставляющее человека беспокоиться, печалиться или сердиться. Ревность может появиться, когда у другого человека что-то получается лучше, чем у нас. Или мы ревнуем, когда нашего друга хвалят больше, чем нас. Но всегда ли плохо ревновать?
Люди, охваченные ревностью, склонны быть подозрительными к возможным соперникам. Ревнивый человек может не желать другому зла. Он или она просто негодуют из-за успехов товарища и желают иметь такие же качества или оказаться в таких же условиях. Но есть крайне отрицательная форма ревности — зависть. Завистливый человек может скрывать хорошее от того, кто вызывает его ревность, или желать этому человеку зла. Иногда завистливый человек не таит своих чувств.
Завистливый человек часто не подозревает, что главный виновник его проблем — собственный склад ума.

justus комментирует...

Не знаю зависть это или нет, но у меня возникает чувство внутреннего протеста, когда посредственность получает больше, чем действительно талантливые люди!

Ольга Воронина комментирует...

Зависть... Нет, не знаю. Ну, не блогерскому успеху - точно. Мой блог - дневник. Хотя, в комментариях иногда пишу типа "Как я Вам завидую!", что означает... Что это означает? Означает "Как здорово!", не более. Борьба с приступами - в области других чувств) Там да, там индикатор истинных желаний, как ты пишешь, Таня.

Таня комментирует...

Ну блогерский успех я привела лишь условно, потому что это общая тема.
А каких других чувств? Поделись, вдруг я пропускаю какие-то важные индикаторы.

Таня комментирует...

Мне кажется, это не зависть. Это чувство справедливости, то есть несправедливости. Хотя и тут многое зависит, кто именно талантливый человек, а кто посредственность.

Таня комментирует...

Оля, я согласна, что только мы властны над своими чувствами. И завистью тоже.
Вы думаете, что зависть и ревность - это одно и то же?

Таня комментирует...

Арина, наверное Вы четко знаете, чего хотите и уверены в себе, поэтому и чувство зависти Вас не мучает. По-моему, это прекрасно.

Таня комментирует...

Какая полезная цитата, Елена. Ведь наверное, дело не только в том, какие чувства мы испытываем, но и в том, как действуем, исходя их этих чувств.
И может чувство зависти говорит и о том, что мы тоже на такое способны и сможем повторить чужой успех. Но на свой лад, конечно.

Таня комментирует...

Я тоже порой, а особенно раньше завидовала тем, у кого были другие условия старта, а потом подумала, что я бы была совсем другим человеком, если бы родилась в другой семье, в другой стране, в другое время и со мной бы не случилось тех замечательных вещей, которые были в моей жизни.
И потом, столько удивительных судеб, столько состоявшихся личностей есть в истории, у которых были исходные условия намного хуже моих, и мне почему-то кажется, что раз они смогли, то и мне жаловаться грех :)

Таня комментирует...

Конечно, изначально надо поработать. Я вообще человек очень импульсивный - если пропускаю стадию "поработать над собой", то могу таких дел наворотить :)

Таня комментирует...

Ирина, точно! Ведь практически вся первая половина нашей жизни - это учеба на опыте других. Почему во взрослом возрасте мы иногда перестаем учиться у других, а начинаем им завидовать?

Арина комментирует...

Татьяна, тема зависти меня интересует давно, может быть с самого детства. Поэтому заинтересовал и этот пост, и комментарии к нему.

Например, будучи ребенком, у меня не было папы и вообще большую часть времени я росла с бабушкой. Я переживала и даже расстраивалась, что у меня нет нормальной семьи, но не завидовала моей подружке, у которой она была. Мне казалось это нормально. Поэтому уже с детства я мечтала создать такую семью...

Однажды, опять же в детстве, я столкнулась с завистью. Но завидовала не я, а мне. Оказывается это тоже не легко, когда тебе завидуют. Когда мои ровесницы говорили мне, что ненавидят меня за то, что я занимаю призовые места в конкурсах в музыкальной школе, что я улыбаюсь, выходя на сцену. Я пыталась оправдываться, объясняя, что даже над этой улыбкой мы с моим педагогом работаем по 10-15 минут в день (мы репетировали выход на сцену и поклон), что над техникой я работаю по 4 часа в день... А потом мне надоело оправдываться...

Лишь единожды я позавидовала в очень легкой форме. Мне нравится путешествовать, но возможность такая выпадала редко. И вдруг я оказалась в гостях, где хозяйка весь вечер демонстрировала мне фотографии их путешествий. Я подумала: "Везет же людям, весь мир исколесили" и спросила её: "А где тебе больше всего понравилось?" Она очень грустно ответила: "Нигде, я путешествую не с тем человеком, мне с ним везде плохо..." И тут я поняла, что она несчастна, несмотря на то, что имеет то, о чем я безумно мечтаю.

Конечно, в моей жизни тоже не всё гладко. Бывает, что меня не радуют мои результаты и достижения и я расстраиваюсь, но в этот момент я не сравниваю себя с кем-то, я расстраиваюсь относительно своих желаний.

Может быть зависть - это сравнение себя с другими? Но зачем? Ведь каждый из нас уникален по своему, даже посредственность, о которой упоминалось в комментариях, может иметь талант, не понятный истинно талантливому человеку.

Извините, за столь огромный комментарий.

Кстати, сравнение зависти с ревностью меня заинтриговало...

Таня комментирует...

Арина, я сейчас в интернете искала информацию о происхождении слова "зависть" и обратила внимание, что рядом с этим словом, есть слово "зависеть". Может, действительно зависть рождается от того, что мы сравниваем себя с другими. Вся система воспитания и образования была раньше, да и сейчас построена на сравнении. Наверное, когда мы перестаем наконец сравнивать себя с другими - это признак нашего личностного роста, один из его этапов - перестать себя сравнивать.

Меня в младшей школе постоянно упрекали одноклассницы, что мне всегда ставят пятерки, что я отличница. Да и потом тоже несладко мне приходилось с моими пятерками.
А я (если пропустить тот подростковый момент, когда хочется одеваться красиво и нарядно, а не во что) очень завидовала девочкам, у которых получалось все делать аккуратно, содержать свои комнаты в идеальном порядке. Потому что у меня ну никак это не получалось :) А мама ругала за беспорядок очень сильно.

Сейчас завидую тем девушкам и женщинам, которые умеют водить машину. Но это даже не столько зависть, сколько восхищение, потому что мне очень страшно сесть за руль. Но уже столько женщин уверенно водят машину, что их успехи меня вдохновляют.

Иногда завидую тем, кто уже добился того, что у меня еще только в смутных планах. Но это от недостатка терпения и умения ждать.

Иногда мне кажется, что мы не только с другими себя сравниваем, но и с каким-то идеальным образом самих себя - какими мы могли бы стать. Наверное, и с этим идеалом не надо себя сравнивать, а просто принимать себя такой, какая есть. Но опять же - для этого нужно расти, мудреть. И на этот рост тоже нужно время.

Татьяна Лесик комментирует...

Тань, ты будто воспроизвела мои мысли, но они были примерно полгода назад, а сейчас.....искала, искала, нет зависти, пропала...

Таня комментирует...

Таня, может и у меня через полгода пройдет? :)

Irina-se комментирует...

Зависть - двигатель успеха))))

Екатерина комментирует...

Хм, зависть. Лично для меня это мотиватор, лишний раз пинок себе.
Раз есть зависть, значит я хочу так же, или лучше (обычно лучше).
Значит нужно думать как это сделать, и в итоге - выполненная цель - в 90%. Остальные 10% еще не исполнились :))
В общем завидую - значит хочу - значит будет!

Инканта комментирует...

"Меня в младшей школе постоянно упрекали одноклассницы, что мне всегда ставят пятерки, что я отличница."

Не знаю, что ты подразумеваешь под упрекали, но я думаю в этом виноваты их мамы, которые постоянно говорили, а вот Таня написала на 5, почему ты не можешь?

И если эти замечания слышать каждый день, то уже от одного имени начинаешь беситься.

У нас в компании был такой период, большенство родителей поголовно равняли под Катю, в итоге когда она очень редко получала 4ку по контрольной весь класс ликовал и злорадствовал.

Какие же дети злые! ...

Таня комментирует...

Марин, может так и было. Хотя я сомневаюсь, что учительница меня ставила в пример на собраниях. Я была такая нетипичная отличница всю жизнь - мама не особо восторгалась пятерками и не ругала за двойки, поэтому и я не переживала за оценки.
У нас были девочки (и в институте тоже!), которые плакали, когда им ставили двойки и даже четверки))
А мне наша учительница часто ставила двойки. Как-то маме она сказала, что любит ставить мне двойки, потому что я спокойно на них реагирую. Вообще дурацкая была учительница.

Таня комментирует...

Я думаю, что у Вас, Екатерина, самая эффективная позиция. Наверное, Вы их тех, кто умеет горы сворачивать.

Таня комментирует...

Раз так, то надо завидовать больше и чаще))

jaroslavna комментирует...

Завидовать хорошо (это мотивация тоже что-то делать). А вот ненавидеть человека за его успех - вот это уже проблема, над которой нужно задуматься.

Таня комментирует...

Я согласна с тобой, Ярославна. Если чужой успех вызывает настолько сильные негативные эмоции, то нужно начинать работать над собой. Иначе можно очень далеко зайти.

Ольга Воронина комментирует...

Вряд ли ты равняешься в своей жизни на кого-либо... Я завидую тем, кто в детстве ходил в музыкалку. Вот сын играет на фортепиано, а я не знаю, радуюсь я за него больше или завидую.

Таня комментирует...

А я еще завидую тем, кто умеет рисовать. Ну почему в школе так плохо учат рисовать? Иногда легче нарисовать, чем сказать или написать. Например, внешность человека.

Отправить комментарий