суббота, 24 декабря 2011 г.

Грамотный русский язык, или Кто защитит Великого и Могучего?

В последнее время тема грамотности звучит особенно громко в моей повседневной жизни. Во-первых, у меня ребятёнок учится в школе. Во-вторых, я сама пишу и читаю. В-третьих, не одну меня волнует эта тема. Но я не планировала писать о русском языке и грамотности. Просто как-то совпало. И мне интересно, одна я это заметила или кто-то еще. В блоге все картинки кликабельны.

Сегодня я искала в английских толковых словарях значение слова "creative", чтобы понять для себя разницу между словами "творческий" и "креативный". Я воспользовалась словарем Merriam-Webster. Это очень известный бренд, как Даль или Ожегов у нас. Вот как выглядит сайт словаря Merriam-Webster:



Посмотрите, чего тут только нет: здесь есть игры (Word Games), новые слова и сленг (New Words & Slang), видео (Video), тенденции (Trend Watch), специальный проект "Год в словах" (The Year in Words) и Слово Дня (Word of the Day). И это только верхняя часть! Смотрим нижнюю:


Здесь есть тесты (Quizzes), список наиболее популярных в поиске слов (Most Popular), есть живые свидетельства того, какие слова слышали и видели люди (Seen&Heard). Здесь есть даже магазин (Visit Our Shop), в котором можно приобрести, например, кружки с нанесенными на них определениями слов "кружка", "кофеин", "кофе", "чай", "сердитый" и "возлюбленный":


В разделе видео можно посмотреть, как редакторы словаря рассказывают о значении и истории слов. Например, слова "ироничный":


Я решила глянуть и на другие словари. Вот Оксфордский словарь...


..., в котором можно улучшить навыки письма (Better Writing), отгадывать загадки и поиграть со словами (Puzzles and games), отправить праздничные открытки (Festive e-cards from Oxford Dictionaries), подписаться на Твиттер сайта и узнать слово дня (Word of the day). Кстати, у словаря есть блог и вот как он выглядит:


А вот это просто словарь Dictionary.com:


Здесь есть ежедневные кроссворды (Daily Crosswords), игры (Word Games), помощник в решении кроссвордов (Crossword Solver), цитаты (Quotes), слово дня (Word of the Day), цитата дня (Quote of the Day) и замечательные статьи: "Почему Санту называют Святым Николаем?", "Что такое партридж?" и "Почему жителей Голландии зовут не голландцами, а Dutch?". (Простите за мой перевод).

Есть замечательный Urban Dictionary, который составляют сами пользователи:


Здесь также есть раздел видео, а вот как определяется слово "колледж":


"Колледж - это магическое место, где, как говорят, люди получают знания, хотя те, кто там бывал, рассказывают об этом месте иначе. Это прекрасная страна, в которой текут пивные реки в янтарных берегах на золотые пастбища, где обнаженные девственницы влекут к себе нежными улыбками на их спокойных лицах. Но, чтобы быть совершенно точным, колледж - это Шангри-Ла переход, ведущий во взрослую жизнь. И переход этот включает в себя употребление алкогольных напитков в неподобающем количестве, неприличное сексуальное поведение и абсолютную безответственность обитателей этой страны." (Еще раз сорри за мой несовершенный инглиш.)

Да, написано фривольно. Но написано весело, образно. Написано живым английским языком. И достаточно сложным. Здесь нет сленга, здесь нет ошибок. И это смешно. Это действительно смешно. Более того - это правда. Я имела возможность сравнить русский университет с американским. Молодость везде молодость. 

А теперь наши сетевые толковые словари по запросу "толковый словарь":


1. Толковый словарь Ожегова:


2. Толковые словари Яндекса:


3. Толковый словарь русского языка:


3. Толковый словарь Даля:


4. Еще один толковый словарь Даля:


5. Вообще некий загадочный словарь с первой страницы поиска:


Я сделала больше картинок, но не буду их выкладывать, потому что готова была повеситься от скуки уже на первой. Но если вы захотите, то сами сможете повеситься посмотреть, какие они - наши русские толковые словари. Они скучные, неинтересные, поэтому я не удивляюсь, почему так редко можно встретить в сети и среди молодежи грамотный русский язык.

Мне тоже приятно читать текст без ошибок, но я больше привыкла смотреть на личность человека, который пишет и говорит. И на то, что он пишет и говорит. Меня научили этому американские друзья и знакомые, которые терпеливо пытались понять, что же я хочу сказать на ломанном английском. Поправить и подучить язык - это не сложная задача. Но с нашими тоскливыми словарями она, боюсь, невыполнима. Пока кто-то не сделает сайт-словарь, в котором русский язык и каждое его слово не заиграет всеми возможными красками, не будут наши дети разговаривать и писать грамотно. При нынешних технологиях и возможностях грамотный русский язык мог бы стать намного популярнее глупой песенки из рекламы шоколада "Аленка", от которой восторженно писаются слишком многие взрослые. Но про рекламу я еще напишу.

Этот пост не критика, не камни в огород русского языка, моего родного языка, но искреннее удивление по поводу того, что такая глубокая, неисчерпаемая, золотоносная ниша до сих пор не наполнена ничем интересным. Ведь что стоит завести блог "Толковый словарь" и наполнять его? Я бы сама сделала такой блог, но у меня другие планы. Поэтому я сижу и не возмущаюсь. Но если кто-то возьмет на себя лидерство, то я с удовольствием помогу и поучаствую. Нашему великому и могучему языку срочно нужна помощь и креативный на пару с исполнительным директора. Если вы не равнодушны к русскому языку, то твитните, вконтакните, одноклассните, фейсбукните, моймирнете этот пост. И может у наших детей появится толковый словарь, который будет интересно читать и изучать.

22 коммент.:

Marika Bukvonka комментирует...

Ох, вебстеровский словарь когда-то был моей мечтой: любила его в библиотеке читать :) Да, нашим порталам еще далеко до этих красивых коммерческих проектов, но языком занимаются, в основном, люди далекие от коммерции. Мне нравится сайт gramota.ru

Таня комментирует...

Грамота" - хороший сайт, жаль, что его не было в поисковой выдаче.

2ristic planet комментирует...

Крутой сайт грамота!

Andre Nikandrov комментирует...

Вот тут на мой взгляд интересная попытка создать толковый словарь
http://lurkmore.to/
Портит впечатление уклон в не нормативную лексику

Таня комментирует...

Лукморье мне тоже нравится, но это все-таки нечто другое. Это больше похоже на "Луковые новости".

Таня комментирует...

Да, мне тоже понравился. Вчера там еле дочитала одну статью. Все-таки есть куда расти и развиваться нашим сетевым толковым словарям. И это хорошо на самом деле.

Irina-se комментирует...

жаль, каритнки 3жи не загрузил, но суть поняла. Захотелось посетить прекрасную страну Колледж )) но увы, она безвозвратно утеряна...

Сама пользуюсь Грамота ру, и по мере сил отлавливаю опечатки :) дома перечитаю с номального компа

Таня комментирует...

Хотела поправить твой комментарий, Ирина, но не поняла про 3жи. Сама сегодня печатаю через пень колоду.
Да, мой колледж тоже уже позади((

Irina-se комментирует...

3G МегаФон интернет, это я раскладку в инглиш не переключила от лени )))

Таня комментирует...

Вот и хорошо, что я не стала править твой комментарий))
Я подумала, что это 3D - объемные картинки))

Ольга Воронина комментирует...

аня, я, реально к сожалению, вообще не рублю в английском, поэтому не могу знать, в чем именно интересность анг. словарей. Надо думать, что не в разнообразии картинок типа осваиваем язык через комиксы. Живой разговорный английский... Ясно, что можно/нужно развивать русские словари в интернете, но, с другой стороны, сила-то русского в консерватизме - раз, в глубине - два, три, пять, восемь... Не учится он на развлекалках. А то, о чем ты говоришь примерами (поняла, что не о развлекалках), - не понять мне... жаль.

В общем, озадачила!

И вопрос: ты смотришь в англ. вебсловари не как носитель языка, нужен тебе русский словарь такого уровня?

Таня комментирует...

А почему русский язык нельзя учить на развлекалках? Помню в детстве у меня был толковый словарь с картинками. Как я его любила.
Мне может и не нужен, но я бы торчала на нескучном толковом сайте)) Но речь не обо мне, а о подрастающем поколении. И у толковых словарей и грамотного русского языка слишком много конкурентов, чтобы делать вид, что кому надо и так выучат язык. Потому что мало кому надо.
Есть у нас в России такая особенность - мы думаем, что разумное, вечное и доброе само собой привьется. Поэтому его можно излагать строго и скучно. У моего мужа была замечательная учительница по английскому - они все учили в процессе игры. Он до сих пор помнит все, чему она их научила, а вот на русском пишет с ошибками.

Иван Евсеев комментирует...

Я тоже обращал на это внимание и даже как-то хотел написать пост на данную тему, правда не только о русском языке, а немного на более широкую тематику. Вы правы, у нас все это скучно, особенно для молодежи. Мы вот говорим, что американцы тупые (соглашаясь с Задорновым), что у них такая вот плохая система образования, а если посмотреть на нашу молодежь??? Они давно используют современные технологии в школах и колледжах, они с каждым годом вносят в образовательные программы все больше интересных альтернативных способов обучения и интерактивные инструменты, стремясь заинтересовать молодежь. А у нас все скучнее и скучнее...

Иван Евсеев комментирует...

Оленька, ну и кто сейчас учит и знает русский язык? Один из десяти учеников в школе? Нет уж, не соглашусь: времена меняются и подход к образованию нужно менять, не сам язык, а способы его обучения.

Marika Bukvonka комментирует...

Ольга Воронина, существуют люди, которые любят читать словари. Мне только дай в руки русский энциклопедический словарь или этимологический - за уши не оттащишь :) Вроде бы уже и знаю русский, и все экзамены давно сданы, но интересно, увлекательно. А чтобы так же увлечь ребенка нужно больше картинок, разнообразия в подаче материала.

И изучение языка иностранцами тоже важно, сейчас в бывших советских республиках мало кто из молодежи знает русский, приезжают к нам работать и с трудом могут изъясняться даже на примитивном уровне. Свой язык нужно продвигать в массы! :)

Таня комментирует...

Мне тоже кажется, что у нас многие считают, что учеба и развлечение должны быть отдельно. А потом и на работу это заблуждение переносится.
И полнится земля русская скучными офисами, дресскодами, строгими должностными инструкциями. А потом по выходным люди "развлекаются" кто как может.
А ведь сейчас идут вперед именно такие компании, как тот же самый Гугл.
Я не считаю, что американцы тупые. Я немного поучилась в американском университете и почувствовала, какая разница в подходе к процессу обучения.

Ольга Воронина комментирует...

Марика, да, продвигать русский язык в "иностранные массы" надо, и путь, показанный Таней на примере анл. словарей - пойдет. А тебе самой надо этимологический словарь с картинками?:)

Ольга Воронина комментирует...

Иван, "сейчас" не отличается от "тогда" в вопросе, назовём его, интересности родного языка: процент по-настоящему изучающих и знающих язык примерно тот же. Примерно два из десяти:)

Подход к образованию надо менять, но в сторону ухода от формализма к осмыслению, а не к упрощению. Да?

Ольга Воронина комментирует...

Да, Таня, не само собой, конечно. Учатся у учителя, который излагает. Кстати, не всякий - скучно и строго. Думаю, лучше менять подход к подготовке учителей (нигде нет такого мха и плесени, как в педвузах на филфаках - простите, если что:)

Это я к тому, что количество случаев среди подрастающего поколения самостоятельного изучения (в том числе и на сайтах:) русского языка настолько незначительно, что говорить остается только о школе и таланте учителя. Правильно говорю?

Таня комментирует...

Не знаю, Оля, правильно ты говоришь или нет, но стоит ли все яйца складывать в одну корзину и рассчитывать только на талант учителя?
Думаю, что язык не пострадает, если наши словари немного оживут. Может, это будет маленький вклад, но там - маленький, тут - маленький, и наберется большая разница))

Таня комментирует...

А мне думается, что образование нужно приближать к реалиям жизни. Потому что больше половины знаний, полученных в школе никем и никогда не используется.

Marika Bukvonka комментирует...

Ольга, конечно, текст может раскрыть этимологию слова в полной мере и без картинок, но увидеть иллюстрации предметов, вышедших из употребления, например, было бы полезно... и просто любопытно :)

Отправить комментарий