четверг, 5 апреля 2012 г.

Школа радости: как учиться весело? Часть первая

Читаю книгу "Ключ к самосозиданию" Князевой Марины Леонидовны. В последние месяцы приходится осваивать много нового и незнакомого. Процесс самообучения не всегда идет гладко, поэтому меня заинтересовала аннотация к этой книге, в которой черным по белому написано: "Книга посвящена необходимости создания каждым человеком своего эмоционального ключа к осваиваемой информации. Цель книги - помочь молодым найти способы эффективного обучения, самообразования, самосозидания..."

Недавно я писала о том, что было бы здорово, если бы в школе было учиться веселей и интересней. Оказывается, это не лично моя придурь и фантазия. 

О том, что процесс познания должен быть окрашен положительными эмоциями,  напоминать игру хотя бы в самом начале знакомства с новым предметом, задумывались и великие педагоги нашего советского прошлого. Например, Василий Александрович Сухомлинский. Вот, как пишет об этом сама Князева (текста будет много, в скобочках мои путанные мысли и комментарии): 

"Опыт показывает - главное, чего студент может добиться за время семестра, - это организовать свое сознание так, чтобы новое знание стало для него органичным. Это приручение предмета и приручение себя к нему. Работу подразделяем на две задачи: 

1. Часть усилий направляем на то, чтобы практически подготовиться к экзаменационным ответам, собрать в некоторую удобную для нашего употребления систему поступающую информацию и проблемы. 

(Эта первая задача чаще всего не стоит перед тем, кто обучает себя сам. Экзаменатором в этом случае выступает сама жизнь. Например, научилась я работать в Camtasia Studio, никто меня не будет спрашивать, как вставить выноски, как настроить звук, но жизнь покажет, насколько хорошо у меня получится работать с этой программой. А вот в школах и институтах на подготовку к экзаменам, контрольным и зачетам направляется все сто процентов усилий, а на вторую задачу, которая важна не меньше, сил не остается.)

2. Вторая задача иной природы. В ней концентрируется отношение к предмету как к части Культуры. Смысл этих усилий в максимально прочном, фундаментальном закладывании в нас знания, чтобы потом опираться на него, годы и годы работать с ним, трансформируя и пересматривая его. Главный объект теперь - мы сами, наше непокорное подсознание, наша память со всеми ее увиливаниями и хитрыми самозащитными уловками.

(Мне кажется, что про вторую задачу обучения вообще никто не знает. Ни в школах, ни в институтах. Я, конечно, утрирую и сгущаю краски. Но лично я не помню, чтобы у меня в памяти остались связи между различными предметами, их роль и местоположение в общем здании науки. Химия, физика, математика, литература, история, биология, физкультура существуют как бы сами по себе, отдельно. Ничем и никак не связанные. А уж о том, чтобы годы и годы опираться на полученные в школе знания, да еще быть в состоянии трансформировать и пересматривать его, речи вообще не идет. В головы учеников знание входит не процессом, а укладывается тяжелыми неповоротливыми кирпичами, которые несешь с собой по школе и только ждешь момента, когда экзамен будет сдан, контрольная написана, а диплом или аттестат получен, чтобы можно было выкинуть их поскорее.) 

Фелюга
Попробуем сформулировать для себя способы решения обеих задач с максимальной простотой и в минимальное время. Как можно меньше внешних усилий, дополнительных сидений, скучных долблений, многочасовых переписываний из тетради в тетрадь и обратно. Как можно меньше рутинной работы, которая способна облепить чистые порывы учебно-познавательного творчества, как ракушки днище морской фелюги.

Предельная собранность и продуманность, высшая эффективность самого учебного процесса да сохранят святую молодую веселость и право на легкомыслие. 

Сухомлиский В.А.
Говорить мы будем именно об этом - о веселости, о радости. Как я уже писала, истинное познание должно быть радостным, должно окрылять человеческую душу импульсами положительных эмоций. "Школа радости" - не случайно именно так назвал свое детище, знаменитую ныне сельскую школу, выдающийся советский педагог Сухомлинский, полагая раскованную радость самой естественной и желанной реакцией человеческого духа на знания

Но всегда ли она появляется в реальности взрослого человека (да и не взрослого человека тоже) - радость познания? Как часто, увы, учение окрашивается совсем другими, унылыми красками. Учиться и трудно, и скучно, и просто тяжело. В условиях информационных перегрузок встреча с новым далеко не так радостна, иногда даже угнетает. И совсем по-другому, чем раньше, разворачивается теперь в вузе должность педагога.... Исполнения информационно-рациональной задачи для современного педагога уже не достаточно. Ведь в последние 10-15 лет социологи зафиксировали заметное снижение эмоционального настроя молодежи на учебу. Значит, вырастает значение эмоциональной стороны преподавания. 

Интересные данные выявила проведенная нами на страницах журнала "Студенческий меридиан" анкета о роли вузовского педагога. Ответы показали, что, отдавая предпочтение тем или иным преподавателям, студенты в первую очередь выделяют в них личные качества, считая, что именно они - эмоциональность, увлеченность, справедливость, человечность - в конечном счете и определяют успех того или иного учебного предмета."

(Хотя в этом отрывке речь идет о вузах, я думаю, что то, что написано о вузовских преподавателях применимо и к школьным учителям. И хотелось бы обратить внимание ваше на цифру последние 10-15 лет. Книга была издана в 1990 году. Отсчитываем десять-пятнадцать лет назад и получаем что? Получаем 1975-1980 года. Что это?? Неужели и в советские времена были проблемы с молодежью?? Ведь мы так много слышали о том, что при советской власти и дети, и молодежь были умнее, честнее и добрее! Не первый раз в советских книжках 70, 80х годов я встречаю упоминания и размышления о том, что не все было так уж радужно. Для ностальгирующих по советским временам у меня неприятное известие: в Датском королевстве начало что-то прогнивать задолго до распада СССР. 

Спасибо всем, кто продрался через текст до самого конца. Хороших всем выходных.)

Источник иллюстрации "Фелюга": http://photo-day.ru/poslerevolyucionnyj-egipet

7 коммент.:

Елена комментирует...

Я думаю, что из своего опыта учебы каждый знает, что от учителя или преподавателя ВУЗа зависели знания предмета.
Если у нас в школе была занудная и противная химичка и учитель иностранных языков, то я и сейчас химию на дух не переношу. А иностранные языки пришлось догонять самостоятельно, потому что жизнь заставила учить.
Хотя по предметам у меня и были твердые "5". Но учила я предметы только на час, чтобы не придирались. То, что интересовало - алгебра или литература - я и сейчас могу развязать или рассказать с закрытыми глазами.
Именно поэтому считаю, что профессия педагога должна быть призванием, а не работой.

Таня комментирует...

Да, каждый из своего опыта знает, но такое ощущение, что знают только ученики, но не учителя.
В идеале вообще хотелось бы попадать к специалистам, которые работают по призванию. Учителями, врачами...

polyova комментирует...

Да, мне тоже очень хотелось бы, чтобы процесс обучения хотя бы в школах был пересмотрен. К счастью, у нас в школе есть два превосходных учителя - с географии и зарубежной литературы. Их уроки - это интереснейшие события, так говорит мой сын, а он к учебе равнодушен. Учить - это искуство и призвание.

Таня комментирует...

Яна, я сейчас дальше читаю книжку "Ключ к самосозиданию" - обязательно напишу пост о том, что узнала. Уж я думала, что знаю о психологии многое. Но и у меня открылись глаза на некоторые процессы, связанные с обучением.

polyova комментирует...

ок, Танюша. Мы же всю жизнь чему-то обучаемся, надо знать, как это делать. Я, например, никак не примусь изучать английский. А хотелось бы. Видно, не достаточно сильно хочу.

Таня комментирует...

Яна, когда надумаешь учить английский, обрати внимание на это видео http://www.youtube.com/watch?v=fI2J3IT7Ozg
У нас по каналу "Культура" показывали эту серию. Я летом хочу Гришку по этой системе учить языку.
Это пожалуй самый удивительный курс.

polyova комментирует...

Танюша, что бы я без тебя делала? Какое счастье, что ты у меня есть)

Отправить комментарий